Междисциплинарная психологическая лаборатория Байкальского государственного университета

664011, Иркутск, ул. Ленина, д. 11, 2-112(2)

Тел.: (3952) 500-008*176

МДПЛ БГУ создана как образовательная и научно-исследовательская площадка для формирования у студентов психологических специальностей навыков психодиагностики и психокоррекции, проведения комплексных психологических исследований в том числе с применением аппаратурных программных комплексов (АПК) «Активациометр», «Психомоторика», «БиоМышь», подбора психокоррекционных программ и проведения психологических консультаций.

Лаборатория ведет научно-исследовательскую и консультативную работу по следующим направлениям:

- профориентация школьников и студентов;

- психофизиологическая оценка персонала;

- создание психологических профилей личности;

- исследование социально-психологических процессов в группе;

- этнопсихологические и кросс-культурные исследования;

- психологические исследования в экономике и управлении;

- психологическое сопровождение служебной деятельности;

- выявление информационной адекватности (детекция лжи) и др.

Сферы применения методов системной психологической диагностики и коррекции

Всюду, где человек является объектом комплексных исследований и воз действий (психологических, педагогических, управленческих), а также там, где комплексный по своей сути человеческий фактор играет важную роль могут быть использованы методы системной психодиагностики и коррекции.

В системе образования методы системной психологической диагностики и коррекции необходимы для оптимизации учебно-воспитательного процесса, профориентации и профконсультации, а также для решения проблемы психического и соматического здоровья учащихся.

В силовых ведомствах (вооружённых силах, МВД, ФСБ, таможенной службе, МЧС) системная психологической диагностика и коррекция способствует существенному улучшению работы с личным составом, повышению качества профессионального отбора и профессионального подбора, профилактике суицидов и правонарушений, является важнейшим условием формирования разнообразных профессионально-важных качеств.

В отраслях, связанных с использованием систем «человек-машина», где более половины производственных и транспортных аварий и катастроф связаны с человеческим фактором, системная психологическая диагностика и коррекция свойств специалистов является важнейшим условием безопасности их работы. Кроме того, такая диагностика необходима для повышения производительности труда и его привлекательности.

В творческих профессиях системная психологическая диагностика и коррекция являются важным условием формирования мастерства и индивидуального адекватного стиля деятельности, без которого значительные успехи невозможны.

В медицине, где необходимость системной диагностики диктуется системным характером человеческого организма, а системные представления о человеке необходимы для эффективного лечения как соматических (телесных), так и психических заболеваний. В последние годы интерес к методам и аппаратуре для системной психологической диагностики и коррекции всё более возрастает.

1. Перечень аппаратурных диагностических и коррекционных методик, реализуемых на АПК «Активациометр» АЦ-9К

I. Методики диагностики и развития надежности в экстремальной ситуации (ЭС) и ее компонентов:

1. Диагностика психоэмоциональной устойчивости в ЭС.

2. Методика развития психоэмоциональной устойчивости в ЭС.

3. Диагностика устойчивости мышления в ЭС.

4. Методика развития устойчивости мышления в ЭС.

5. Диагностика саморегуляции ФАП и мышления в ЭС.

6. Методика развития саморегуляции мышления в ЭС.

7. Диагностика устойчивости психомоторной деятельности в ЭС.

8. Методика развития устойчивости психомоторной деятельности в ЭС.

9. Диагностика фоновой психомоторной стабильности.

10. Диагностика психомоторной стабильности в ЭС.

11. Методика развития психомоторной стабильности в ЭС.

12. Диагностика интегрального показателя надежности в ЭС.

13. Методика развития общей надежности в ЭС.

II. Методики диагностики и коррекции психоэмоциональных состояний (ПС)

14. Диагностика способности к саморегуляции ПС (в т.ч. в ЭС).

15. Методика формирования способности к саморегуляции ПС.

16. Диагностика энергетической характеристики ПС путем регистрации суммарной активации полушарий головного мозга.

17. Диагностика эмоций когнитивных и обусловленных образами.

18. Диагностика ПС путем регистрации тремора.

19. Методики коррекции ПС.

III. Методики диагностики и коррекции психомоторики

20. Диагностика простой двигательной реакции.

21. Методика коррекции простой двигательной реакции.

22. Диагностика сложной двигательной реакции в условиях выбора.

23. Методика коррекции сложной двигательной реакции выбора.

24. Диагностика реакции на движущийся объект (РДО).

25. Методика коррекции реакции на движущийся объект.

26. Диагностика координации движений.

27. Методика развития координации движений.

28. Диагностика чувства темпа.

29. Методика развития чувства темпа (для ритмичности движений и действий).

30. Диагностика максимального темпа движений.

31. Методика развития максимального темпа движений (повышения быстродействия).

32. Диагностика двигательной памяти.

33. Методика развития двигательной памяти.

34. Диагностика абсолютного порога ощущений в двигательном анализаторе.

35. Коррекция абсолютного порога ощущений в двигательном анализаторе (для повышения точности отдельных движений).

36. Диагностика дифференциального порога ощущений в двигательном анализаторе.

37. Коррекция дифференциального порога ощущений в двигательном анализаторе (для повышения точности взаимосвязанных движений).

См. также методики 9 – 13 для ЭС.

IV. Методики диагностики свойств нервной системы (НС) и психофизиологических свойств

38. Диагностика силы НС («Теппинг-тест»).

39. Диагностика подвижности-инертности возбуждения и торможения нервных процессов (кинематометрическая методика Е.П.Ильина).

40. Диагностика подвижности НС по времени реакции выбора.

41. Диагностика уравновешенности нервных процессов.

42. Диагностика «внешнего» баланса нервных процессов как детерминанты терпеливости, скоростных способностей (кинематометрическая методика Е.П.Ильина).

43. Диагностика «внутреннего» баланса нервных процессов как детерминанты потребности в активности, решительности, монотоноустойчивости (кинематометрическая методика Е.П.Ильина).

44. Диагностика лабильности НС как детерминанты устойчивости к монотонии, эмоциональности, предсказуемости поведения (методика КЧСМ).

45. Диагностика устойчивости лабильности НС как детерминанты устойчивости поведения и деятельности.

46. Диагностика активации полушарий (АП) головного мозга.

47. Диагностика функциональной асимметрии полушарий (ФАП).

48. Методика оценки эффективности коррекционно-развивающих воздействий по динамике активации и ФАП.

49. Диагностика мануальной асимметрии (ведущей руки).

50. Диагностика зрительной асимметрии (ведущего глаза).

V. Методики диагностики и коррекции психических процессов

51. Диагностика дифференциального порога ощущений в зрительном анализаторе.

52. Коррекция дифференциального порога ощущений в зрительном анализаторе (для улучшения оценивания соразмерности расстояний).

53. Диагностика соматической чувствительности.

54. Диагностика эмоциональной чувствительности.

55. Диагностика восприятия пространственных отрезков (глазомера).

56. Методика развития глазомера.

57. Диагностика типа мышления.

58. Диагностика избирательности внимания.

59. Методика развития избирательности внимания.

60. Диагностика переключаемости внимания.

61. Методика развития переключаемости внимания.

62. Диагностика устойчивости внимания.

63. Методика развития устойчивости внимания.

VI. Общесистемные методики диагностики и развития

64. Системная детекция лжи.

65. Диагностика ситуативной характеристики индивидуального стиля умственной деятельности (ИСУД).

66. Диагностика типологической характеристики ИСУД.

67. Диагностика адекватности ИСУД

68. Методика коррекции ИСУД.

69. Методика профессиональной ориентации с учетом адекватности умственного компонента деятельности.

70. Диагностика психологической совместимости между людьми.

71. Диагностика путем измерения психологических температурных точек: самообладания, решительности, самостоятельности в принятии решений, склонности к суициду; памяти (произвольной, непроизвольной, слуховой, логической, зрительной, эмоциональной), внимания (непроизвольного, произвольного, послепроизвольного).

72. Диагностика склонности к риску.

73. Диагностика врабатываемости и динамики работоспособности.

74. Диагностика качества учебно-воспитательного процесса.

75. Диагностика воздействий на эмоциональную и когнитивную сферы.

76. Диагностика уровня и адекватности самооценки.

77. Методика формирования адекватной самооценки.

78. Методика автоматизированного составления психодиагностических нормативов по видам деятельности, квалификации, полу, возрасту.

79. Методика интерпретационной адаптации результатов психодиагностики и психокоррекции при реальном или виртуальном перемещении сотрудника в другую группу.

80. Программная оболочка для психодиагностических опросников.

VII. Методики соматической диагностики и коррекции

81. Акупунктурная диагностика.

82. Акупунктурная терапия.

83. Индивидуальный подбор веществ органического и неорганического происхождения (материалов протезирования, продуктов питания).

84. Диагностика температуры в точках акупунктуры.

85. Диагностика эффективности регулирующих и саморегулирующих воздействий на сому.

86. Диагностика соматической совместимости между людьми.

Интерпретация результатов диагностики и коррекции осуществляется по единой 25-бальной шкале. Предусмотрено автоматическое составление диагностических нормативов для дифференцированной интерпретации результатов диагностики и развития способностей и качеств по видам деятельности, группам мужчин и женщин, по возрастным группам.

Дополнительный перечень показателей, диагностируемых по свойствам и симптомокомплексам нервной системы (НС)

1. Память. По инертности НС (Э.А.Голубева, 2005)

2. Двигательная память. По инертности возбуждения и торможения (Е.П.Ильин, 2003).

3. Объем запоминания последовательности движений. По инертности возбуждения и торможения (В.И.Гончаров, 1984). 4. Быстрота запоминания последовательности движений. По инертности возбуждения и низкой лабильности НС (В.И.Гончаров, 1984).

5. Образная память. По инертности НС (Е.П.Ильин, 2003).

6. Словесно-логическая память. По подвижности НС (Е.П.Ильин, 2003)

7. Концентрация внимания. По инертности НС (Е.П.Ильин, 2003).

8. Переключаемость с одной ситуации на другую. По подвижности НС. (Е.П.Ильин, 2003)

9. Выносливость. По инертности возбуждения (М.Н.Ильина, 1972).

10. Врабатывание. По подвижности возбуждения (Е.П.Ильин, 2003).

11. Адаптация к временным поясам, смене суточного ритма и т. д. По подвижности НС (Е.П.Ильин, 2003).

12. Быстродействие. По подвижности НС, преобладанию возбуждения по внешнему балансу. Противопоказание - преобладание торможения по внешнему балансу (Е.П.Ильин, 2003).

13. Скоростной (спринтерский) комплекс. По преобладанию возбуждения или уравновешенности по «внешнему» балансу в сочетании со слабой нервной системой, подвижностью возбуждения и торможения, высокой или средней лабильностью НС (Е.П.Ильин, 2003).

14. Быстрота формирования навыков. По подвижности НС (Е.П.Ильин, 2003).

15. Ригидность. По инертности НС (Е.П.Ильин, 2003).

16. Склонность к тщательной подготовке к предстоящей деятельности. По инертности НС (Е.П.Ильин, 2003).

17. Эмоциональность. По высокой лабильности НС в сочетании с подвижностью возбуждения и слабостью НС (Е.П.Ильин, 2003; Ю.А.Цагарелли, 2009).

18. Поведенческие реакции. По балансу НС. Бурные реакции на происходящее и быстрое «остывание» у возбудимого типа. Заторможенные, сглаженные реакции у тормозного типа (Ю.А.Цагарелли, 2009).

19. Потребность в активности. По преобладанию возбуждения по «внутреннему» балансу НС.

20. Склонность к активному отдыху. По преобладанию возбуждения по внутреннему балансу. Противопоказание - преобладание торможения по внутреннему балансу (Е.П.Ильин, 2003).

21. Работоспособность. По внутреннему балансу (Е.П.Ильин, 2003).

22. Монотоноустойчивость. По преобладанию возбуждения по «внутреннему» балансу в сочетании со слабой нервной системой, инертностью возбуждения, преобладанием торможения по «внешнему» балансу, уровнем лабильности ниже среднего, низкой ∆ лабильности. Противопоказание - преобладание возбуждения по внешнему балансу (Е.П.Ильин, 2003).

23. Терпеливость на фоне усталости, неприятных состояний. По преобладанию возбуждения по «внутреннему» балансу в сочетании с сильной нервной системой, инертностью возбуждения, преобладанием торможения по «внешнему» балансу, лабильностью ниже среднего, низкой ∆ лабильности. Противопоказание - преобладание торможения по внутреннему балансу (Е.П.Ильин, 2003; Ю.А.Цагарелли, 2009).

24. Мышечная закрепощенность, приводящая к снижению координированности. По преобладанию возбуждения по внутреннему балансу. Преобладание торможения по внутреннему балансу дает мышечную расслабленность и повышение координированности (Е.П.Ильин, 2003).

25. Решительность. По преобладанию возбуждения по «внутреннему» балансу в сочетании с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу (плюс в опасной ситуации – с сильной нервной системой), подвижностью возбуждения и торможения (Е.П.Ильин, 2003).

26. Общительность. По преобладанию торможения по «внутреннему» балансу в сочетании с преобладанием торможения по «внешнему» балансу, слабой нервной системой, инертностью возбуждения, подвижностью торможения, уровнем лабильности и ее ∆ выше среднего (Е.П.Ильин, 2003).

27. Нейротизм. По преобладанию возбуждения по «внутреннему» балансу в сочетании с уравновешенностью по «внешнему» балансу, слабой нервной системой, подвижностью возбуждения и торможения (Е.П.Ильин, 2003).

28. Внушаемость. По преобладанию торможения по внешнему балансу над возбуждением. (Е.П.Ильин и С.К.Малиновский, 1981).

Дополнительный перечень качеств, диагностируемыхпо психологическим температурным точкам:

1. Настойчивость. 2. Внимание. 3. Самообладание. 4. Решительность. 5.Склонность к суициду. 6.Произвольная память. 7. Непроизвольная память. 8. Двигательная память. 9. Эмоциональная память. 10.Зрительная память. 11.Слуховая память. 12. Словесно-логическая память.

2. АПК "Психомоторика"

Исследование и тестирование психомоторных способностей человека. АПК может применяться в качестве инструмента научных экспериментальных исследований, а также в педагогической, психологической и медицинской практике. Отличительной особенностью данного АПК является возможность исследования психомоторных способностей не только верхних (рук), но и нижних конечностей (ног).

Полный перечень тестов, входящих в состав аппаратно-программного комплекса АПК “Психомоторика”

Комплекс АПК “Психомоторика” позволяет выполнять тестирование по следующим тестам:

1.Определение времени простой сенсомоторной реакции на световой сигнал рукой

2.Определение времени простой сенсомоторной реакции на звуковой сигнал рукой

3.Определение времени простой сенсомоторной реакции на световой сигнал ногой

4.Определение времени простой сенсомоторной реакции на звуковой сигнал ногой

5.Определение времени реакции на движущийся объект (РДО)

6.Определение времени реакции выбора

7.Определение длительности индивидуальной минуты

8.Определение индивидуальной единицы времени (индивидуальной секунды)

9.Оценка угловой скорости движения

10.Воспроизведение длительности временного интервала заполненного световым сигналом

11.Воспроизведение длительности временного интервала заполненного звуковым сигналом

12.Оценка величины предъявляемых отрезков

13.Отмеривание отрезков

14.Оценка величины предъявляемых углов

15.Узнавание предъявляемых углов

16.Определение объемного угла вращения

17.Теппинг-тест рукой

18.Теппинг-тест ногой

19.Определение критической частоты слияния мельканий (КЧСМ)

20.Определение критической частоты различения мельканий (КЧРМ)

3. БиоМышь индивидуальная

БиоМышь Индивидуальная (КПФ-01bc) — новая компьютерная мышь, позволяющая контролировать функциональное состояние человека: при сохранении возможностей обычной компьютерной мыши обеспечивается контроль за текущим состоянием здоровья пользователя компьютера. БиоМышь отличается от обычной компьютерной мыши наличием встроенного инфракрасного датчика пульса, удобно расположенного под большим пальцем руки пользователя.

Диагностические возможности БиоМыши:

1. Определение функционального состояния организма, уровня стресса

2. Отрицательное воздействие на человека

3. Контроль состояния здоровья человека

4. Проверка наличия усталости, включая определение нарушения ночного сна

5. Определение одаренности

Междисциплинарная психологическая лаборатория БГУ находится по адресу Иркутск, ул. Ленина, 11, ауд. 2-112(2),

тел.: (3952)500-008*176

Канд. филос. наук, доцент кафедры СЭПССР

Малахаева Светлана Карловна