День социального работника отмечается в России ежегодно 8 июня на основании Указа президента Российской Федерации № 1796 «О дне социального работника», подписанного 27 октября 2000 года.
Текст Указа очень лаконичен:
1. Установить День социального работника и отмечать его 8 июня.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
День для празднования был выбран в связи с тем, что 8 июня 1701 года Петром I был издан Указ, положивший начало созданию государственной системы социальной защиты — «Об определении в домовых Святейшего Патриархат богадельни нищих, больных и престарелых».
По Указу Петра I «для десяти человек больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил». По сути, такие люди и стали предшественниками современных социальных работников, а сам документ положил начало формированию государственной системы социальной защиты в нашей стране.
Основным же направлением деятельности в области социальной политики всегда оставалось социальное обслуживание населения, где в последние годы приоритетную роль играет развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих. Ведь социальная работа - это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека или группы людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.
Ежегодно 14 ноября российские социологи отмечают свой профессиональный праздник — День социолога, который пока не утвержден официально.
Начиная с 1994 года «День социолога» стали регулярно отмечать в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) на факультете социологии, который является собственно колыбелью российской академической (университетской) социологии. Главным инициатором введения праздника выступил Асалхан Ользонович Бороноев — первый декан факультета Социологии СПбГУ.
Профессорско-преподавательский состав и студенты факультета социологии Санкт-Петербурга выбрали дату 14 ноября для проведения в Российской Федерации «дня социолога» не случайно, она имеет под собой глубокие исторические корни. Проведённый ими анализ исторических летописей начала XX века показал, что именно в этот день, 14 ноября 1901 года, в столице Франции городе Париже на улице Сорбонны, начала свою работу Русская высшая школа общественных наук. Именно при этой школе функционировал один из первых в мире социологических факультетов.
В последние годы психология в России стремительно развивается. Психическое здоровье человека не менее важно, чем физическое. Психическое здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, говорит о состоянии благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, может справляться с обычными жизненными стрессами, контролировать поведение, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь общества. В последние годы психология переживает подъем и развивается как экспериментальная естественнонаучная дисциплина.
В России, как и во многих странах, пока нет единого, установленного на государственном уровне Дня психолога. Тем не менее, День психологии автономно отмечают практически все организации и университеты. В этот день были открыты факультеты психологии. 22 ноября 1994 года в Москве состоялся Учредительный съезд Российского психологического общества, и с 22 ноября 2000 года неформально отмечается День психолога.
Психология – одна из самых молодых наук, однако, благодаря грамотной работе психолога, в мире становится больше счастливых людей, верящих в свои силы и умеющих побеждать свои слабости.
Хороший психолог может оказать неоценимую поддержку в трудной ситуации и поможет достичь больших жизненных высот! Мы от всей души поздравляем психологов! Желаем Вам доброго здоровья, любви и больших успехов в Вашей деятельности!
История становления профессии психолога
Начало развития психологии как самостоятельной науки датируется 1879 годом, когда в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавлял Вильгельм Вундт, философ и одно¬временно психолог, который решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе.
В 1884 году на лондонской международной выставке английский ученый Гальтон (который по праву считается основателем психодиагностики) впервые демонстрировал опыты по изучению способностей, измерению индивидуальных особенностей людей (рост, вес, мышечная сила, зрительные, слуховые различения).
Следующим знаменательным этапом в развитии психологии традиционно считается разработка психоанализа З.Фрейдом, который не только стал автором психоанализа как научно-психологической школы, но и выдающимся психотерапевтом-практиком, который разработал и успешно применял метод психоанализа для лечения неврозов.
В 1886 году Фрейд получает научную стипендию для обучения во Франции у психиатра Шарко. В 1890 году он публикует книгу «Толкование сновидений». В 1893 – «О психологическом механизме явлений истерии»» «Очерки истерии». В 1910 вокруг Фрейда происходит объединение других молодых психотерапевтов – К.Юнга, А.Адлера, Ранка, Ференчи, Абрахама и др. С 1911 года оформляется международное психоаналитическое общество. Психоанализ оказал необычайно сильное влияние на развитие культуры, философии, в целом цивилизации западного общества 20 века, и обусловило развитие психотерапевтической психологической и деятельности.
Что касается начальных этапов развития психологии в России, то важно отметить, что русские ученые, врачи, психотерапевты поддерживали тесные контакты со своими коллегами из европейских стран. Многие события в России шли с очень небольшим отставанием от европейских. Так, первая экспериментальная психологическая лаборатория была открыта в Санкт-Петербурге в 1885 году русским выдающимся физиологом Сеченовым Иваном Михайловичем. Развитие этой лаборатории в последующем привело к ее преобразованию в 1908 году в Психоневрологический институт.
В Москве первая психологическая лаборатория была открыта Челпановым Георгием Ивановичем в 1907 году при МГУ. В 1912 году был создан Институт психологии (ныне это Психологический институт РАО). Развитие экспериментальной психологии, ее распространение в России шло быстрыми темпами. В последующем экспериментальные лаборатории были открыты в дореволюционной России в таких городах, как Харьков, Казань, Киев, Саратов и др.
Развитие психологии приводило к необходимости объединения людей, занимающихся ею профессионально - психологов. В 1906 году в Санкт-Петербурге состоялся первый съезд по педагогической психологии, его организаторами были выдающиеся детские психологи А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев.
После революции становление психологии в Советском Союзе протекало по противоречивому и трагическому сценарию. Популярность в 30-е годы педологии – психологии, изучавшей развитие ребенка, резко оборвалась постановлением правительства «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в 1936 году. С этого трагического года развитие практико-ориентированной психологии практически было остановлено.
Тем не менее, нельзя остановить то, что необходимо, на что в обществе, его разных сферах существует необходимость, потребность. Продолжала развитие психология академическая. Необходимость психологических исследований была обусловлена развитием оборонной промышленности, авиации, космонавтики. Эти направления психологии разрабатывались в нашей стране как закрытые, секретные. Развивалась методология советской психологии. Теория деятельности (учение Рубинштейна, А.Н.Леонтьева), психологические теории обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.) общепризнанны в мировой психологической науке.
В 80-годы необходимость введения всеобщего среднего образования и трудности реализации данного проекта обусловили необходимость создания школьной психологической службы. На протяжении около 10 лет в СССР под руководством академика Ю.Н.Бабанского проводился эксперимент по созданию школьной психологической службы. Эксперимент проходил не только в Москве, Ленинграде. Но и других регионах страны: Новосибирске, Красноярске, Тарту, Вильнюсе (Эстония) и т.д. Результаты эксперимента были одобрены и обобщены и стали основанием для принятия «Положения о школьной психологической службе», принятого в 1989.
Введение в штат школ должности педагог-психолог в начале 90-х стало поводом для открытия в Российских педагогических институтах и университетах специальности «психология». С этого времени началось интенсивное развитие системы профессионального психологического образования. За прошедшие полтора десятка лет практико-ориентированная психология бурно и интенсивно развивается: психологические знания и культура становятся востребованы во многих сферах современного общества.