Практика является одной из основных форм учебного процесса программы подготовки по направлению «Социальная работа». Практика является обязательной частью учебного процесса наравне с изучением теоретических дисциплин учебного плана. К прохождению практики допускаются студенты, полностью выполнившие план теоретического обучения.

Целью практики является закрепление и углубление теоретических знаний студентов, а также формирование у студентов профессиональных навыков и умений. Студенты, опираясь на полученную в университете фундаментальную и специальную подготовку, в период практики должны активно включиться в работу социальных учреждений, освоить конкретный опыт их деятельности, специфику работы, умения и навыки специалистов разного уровня.

Студенты бакалавриата, обучающиеся по направлению Социальная работа, проходят следующие виды практики:

№ п/пВид практикиКурс обучения
1.

Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков)

1
2.

Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)

2
3.

Учебная практика (практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)

3
4.

Производственная практика (организационно-управленческая)

3
5.

Производственная практика (научно-исследовательская работа)

4
6.

Преддипломная практика

4

Базами проведения практики являются различные учреждения и организации системы социальной защиты и социального обеспечения населения, а также иные учреждения социальной сферы. Организации социального профиля деятельности могут быть как государственной, так и негосударственной формы собственности (НКО, коммерческие предприятия). Организации могут вести социальную работу с различными категориями граждан (инвалидами, пожилыми, неблагополучными семьями, детьми-сиротами, безработными, мигрантами и др.), а также в различных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, образование, пенитенциарная система, учреждения занятости населения и др.)

По результатам каждого вида практики студенты представляют к защите подготовленный ими отчет. Отчет представляется в электронном и печатном виде на проверку в течение последней недели прохождения практики. Для получения положительной оценки обучающийся должен полностью выполнить программу практики, своевременно оформить все виды необходимых документов, прилагаемых к основной содержательной части отчета.

Рабочий график-план и индивидуальное задание прохождения практики оформляются в начале отчета – перед основным содержанием отчета. Дневник практики (предполагает подпись руководителя от профильной организации) и бланк оценки результатов практики оформляются в заключительной части отчета. Характеристика работы студента руководителем со стороны профильной организации дается по итогам прохождения практики, также размещается в конце отчета (предполагает печать и подпись руководителя от профильной организации).

Организацию и непосредственное руководство работой обучающегося во время практики обеспечивает руководитель практики от кафедры – преподаватель. Продолжительность практики в соответствии с учебным планом подготовки бакалавра по программе «Организация социальной работы с разными группами населения» устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным планом – графиком.

Отчет должен быть сдан и защищен руководителю практики от кафедры после окончания прохождения практики – в начале следующего учебного года (сентябре). Отсутствие отчета о практике является задолженностью.

Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков)

Целью учебной практики является общее практическое знакомство с различными учреждениями системы социальной защиты и социального обслуживания населения, а также с особенностями деятельности специалистов по социальной работе.

Учебная практика предполагает ознакомление студентов с социальной работой на контактном уровне в государственных учреждениях системы социального обслуживания населения, осуществляющих непосредственную социальную поддержку различных социально-уязвимых категорий граждан. Также данная практика может организовываться в некоммерческих и общественных организациях.

Учебная практика проводится в форме экскурсий в учреждениях социальной сферы (государственные и негосударственные), осуществляющие социальную поддержку различным группам населения.

Практика сочетается с волонтерской деятельностью студентов в социальных учреждениях и организациях. Основная цель волонтерской практики – формирование у студентов эмпатических способностей, приобщение их к профессиональной деятельности через включение в «добровольческую деятельность на безвозмездной основе».

Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)

Цель производственной (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) практики – отработка методов и приемов практической социальной работы с различными категориями населения – объектами социальной работы и социальной защиты; отработка навыков профессиональной деятельности бакалавра социальной работы, ознакомление с практической деятельностью социальных работников и специалистов по социальной работе в различных учреждениях системы социального обслуживания граждан. Студенты, опираясь на полученную в университете фундаментальную и специальную подготовку, в период практики должны активно включиться в работу социальных учреждений, освоить конкретный опыт деятельности этих учреждений, специфику работы, умения и навыки специалистов по социальной работе.

Производственная практика предполагает освоение студентами навыков работы с клиентами социальной работы на контактном уровне. Практика осуществляется в организациях, осуществляющих непосредственную социальную поддержку различных социально-уязвимых категорий граждан.

Учебная практика (практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)

Цели и задачи учебной практики:

- сформировать умение эффективного поиска необходимой для исследовательской работы литературы;

- сформировать способность к обоснованию методологии и методики проведения эмпирических исследований;

- развить навыки выбора адекватных методов исследования для понимания и решения актуальных задач в области социальной работы;

- подготовить студентов к организации самостоятельного исследования.

Производственная практика (организационно-управленческая)

Целью прохождения практики является формирование навыков и умений организационно-управленческой работы в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты и социальной поддержки граждан.

Задачи прохождения практики:

– ознакомиться с содержанием деятельности организации;

– ознакомиться с нормативно-правовой базой работы организации;

– изучить организационно-управленческие аспекты работы подразделения и/или организации и приобрести навыки организационно-управленческой работы;

– ознакомиться с содержанием документации и правилами документооборота в подразделении и/или организации и приобрести умения и навыки работы с документами;

– ознакомиться с системой оценки эффективности и качества работы подразделения и/или организации, научиться анализировать ее достоинства и недостатки.

Производственная практика (научно-исследовательская работа)

Цели и задачи практики:

- получение практических навыков организации исследовательской работы в учреждениях социальной защиты;

- выработка практических навыков применения методов сбора и обработки информации о социальных явлениях и процессах;

- формирование умений обосновывать цели и задачи прикладного исследования, выбирать адекватные способы сбора, обработки и анализа информации и должным образом представлять полученные результаты.

Преддипломная практика

Преддипломная практика является логическим завершением всех предыдущих практик. Во время преддипломной практики студент заканчивает исследовательскую работу по выбранному направлению и подготавливает информационную и аналитическую базу для выпускной квалификационной работы.

В период прохождения преддипломной практики студент углубляет практические навыки по организации и управлению всеми рабочими процессами в социальном учреждении, готовится к самостоятельной работе в социальных учреждениях в качестве специалиста по социальной работе.

Цель преддипломной практики – завершение подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности, интеграция полученных студентами в процессе обучения теоретических знаний и разработка структуры исследовательского проекта, входящего в выпускную квалификационную работу.

Задачи преддипломной практики:

- адаптация к конкретному рабочему месту и коллективу, освоение квалификационных требований;

- включение в функциональные связи подразделения (учреждения, организации);

- упрочение навыков самостоятельной профессиональной деятельности, способности выполнять работу по профилю организации;

- практическое самостоятельное апробирование сформированных специальных знаний, умений и навыков в процессе работы в социальных учреждениях;

- научное обобщение опыта работы в системе социальной работы;

- реализация навыков самостоятельных исследований в области практической социальной работы;

- совершенствование навыков анализа специальной литературы и документов;

- закрепление навыков самостоятельной научно-исследовательской и проектной деятельности в области актуальных проблем социальной работы.

Важнейшей частью отчета является заверенный печатью отзыв руководителя практики от учреждения с оценкой деятельности практиканта в соответствующем социальном учреждении. Отзыв по преддипломной практике учитывается при защите дипломной работы. Руководитель практики от учреждения может дать рекомендации дипломнику по последующему трудоустройству.

Отчет о прохождении преддипломной практики необходимо предоставить научному руководителю сразу после выхода с практики для своевременной подготовки к защите дипломной работы. Аттестация по практике производится с выставлением оценки по 100 бальной рейтинговой системе. Аттестация по преддипломной практике студентов без предоставления отчета по практике не производится. Студенты, не аттестованные по преддипломной практике, не допускаются к защите выпускной квалификационной работы.